Версия для слабовидящих

Детский сад №32 "Ромашка"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Консультации воспитателей

 

Подготовила воспитатель
Екимова Диана Александровна

Развитие мелкой моторики и её связь с развитием речи детей

    У детей с нарушениями речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, следовательно, и  с речевым развитием ребенка.
Ученые , изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Существует множество игр, упражнений и пособий для развития движений пальцев рук у детей с нарушениями речи.  Для выполнения данной цели оптимальным является использование и проведение физминуток, действие которых не только развивает мелкую моторику, но и способствует переключению внимания на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки.
Как правило, физминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей с нарушениями речи проговаривание стихотворений одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы влияет на слуховое внимание и память.
На каждом занятии воспитатель должен проводить физминутки. При проведении физминуток дети как бы  «конструируют»  из пальцев различные предметы и объекты. Дошкольники изображают зайцев, собак, медведей, дома, деревья и т.п.  Такая  игровая деятельность вызывает у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой и это позволяет предельно сконцентрировать внимание.  Желание детей быстро и точно воспроизвести нужную фигуру стимулирует запоминание. Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой моторики в физминутки на занятиях  играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:

1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно     связанные с речью.
3. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

В начале обучения проводятся физминутки, на которых дошкольники выполняют упражнения с легкими пальчиковыми движениями: соединяют пальцы  руки с большим пальцем или одноименные пальцы обеих рук,  например:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(пальцы обеих  рук  соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
Затем воспитателем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения:
Раз, два, три, четыре, пять
(разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(ритмично разжимаем все пальцы вместе)
Раз, два, три, четыре, пять
(сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(ритмично сжимаем все пальцы вместе).

Для совершенствования мелкой моторики  воспитателями могут использоваться упражнения и без речевого сопровождения. Например:
«Пальчики поздоровались» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Кроме того, воспитатель проводит различные игры с бумагой, например:     «Выгладим платочки для мамы и дочки». Перед каждым играющим положен скомканный лист бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Возможны варианты (пользуясь одной рукой, двумя большими пальцами и т.д.) .
Для развития мелкой моторики используются разнообразные пособия типа: «Зашнуруй ботинок,  «Посади свеклу» и другие.
Согласно перспективному плану по подготовке руки дошкольников к письму, на каждую возрастную группу предлагается целая система упражнений. Это – обводка контура фигур, штриховка, рисование фигур, ломаной и прямой линий по точкам.
Эффективным методом в работе по подготовке руки к письму, является проведение массажа кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Он осуществляется ежедневно в течение 2-3 минут с помощью поглаживания, разминания, растирания.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к рисованию и письму.  Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность  движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Подготовила воспитатель
Мартынова Людмила Леонидовна

Какие игрушки нужны нашим детям?

    Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу — трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.
В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
    Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность — чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
    Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
    Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
    К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
    К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
    К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
    Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее  отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.
    В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин  с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.
Подготовила воспитатель
Карартунян Ирина Ервантовна

Скороговорки для детей помогут вашему ребенку научиться четко и красиво говорить, а также будут способствовать улучшению дикции и памяти

От топота копыт пыль по полю летит.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
Интервьюер интервента интервьюировал.
Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
Ест Федька с водкой редьку
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат — бородат.
К Габсбургам из Страсбурга.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Упражнение дикции помогает развитию речи.
У ёлки иголки колки.
В один клин, Клим, колоти.
Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
Подал грабли крабу краб.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Рододендроны из дендрария.
Сорока со скоросоковыжималкой.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
"Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!"

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Королева кавалеру подарила каравеллу.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?

На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.

Невелик бицепс у эксгибициониста.

Недопереквалифицировавшийся.

Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

Саша шапкой шишку сшиб.
Сиреневенькая зубовыковыривательница.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил -
что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит как прежде.

Сшит колпак, да не по-колпаковски,
вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже -
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).

Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
Подготовила воспитатель
Антонова Надежда Григорьевна

Приобщение дошкольника к художественной литературе

    Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ребенка.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит он думает, анализирует, рассуждает.
Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Наша задача – приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу.
Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.
Грамотного читателя-слушателя выделяют познавательные интересы, образная речь, умение быть интересным самому себе, умение занять себя делом. У таких детей лучше развиты память, внимание и воображение.
Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Приобщая ребенка к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно даст свои плоды.
В процессе общения с детской литературой взрослые заметят. Как меняются их взгляды на природу детства, как все то, что раньше казалось незначительным, наполняется глубоким смыслом.
Чтение должно быть ежедневным. Продолжительность чтения зависит от усидчивости ребенка, его интереса к читаемому.
Как обычно детям нравится небывальщина, нелепицы, потому что им по душе юмор, а еще им доставляет огромное удовольствие перевертывать события, восстанавливая реальные связи и отношения.
В этом очень помогает книга «Звуки на все руки» Иванковой. Такие небылицы как «Донья Ерундина», «Во саду ли в огороде». Дети слушают, к удивлению быстро запоминают, используют в общении между собой.
Одна из них:

Донья-Ерундина
- нос из пластилина.
Странная картина.
Выспавшись на славу,
Спать идет ложиться.
Из пустой бутылки
Пробует напиться.
Слушает глазами,
Говорит ушами,
Тапочки снимает,
Посреди трамвая.
Суповою ложкой
Дворик подметает,
И с утра до ночи
Глупости болтает.
Ах, сеньор закройщик
Дайте мне конфет.
Ах, сеньор кондитер,
Сшейте мне жакет.
И прошу ответить
На простой вопрос:
«Кто я – сковородка,
Кошка или пес?»

    Слова легко ложатся на знакомые детям мелодии, поэтому дети их могут напевать. Этот прием помогает детям, у которых еще нет чистого произношения, присутствуют паузы в речи, заикание.
Чтобы дети полюбили, знали и могли использовать в конкретной ситуации прибаутки, считалки, заклички, скороговорки, стихи, взрослый: воспитатель, родители, которые окружают детей, занимаются их воспитанием, сами должны знать много литературного материала наизусть. Чтобы дети не забывали выученное, литературный материал нужно повторять. Повторение не должно быть скучным, а наоборот занимательным.
Если дети уже знают стихи русских поэтов – можно предложить послушать записанное чтение на магнитофоне, а потом вспомнить фамилии поэтов, поговорить о чем стихи, какие слова описания подобрал поэт.
Чтобы дети внимательно слушали друг друга, используется прием-рассказывание цепочкой. В этом случае каждый ребенок проживает происходящее событие от начала до конца. Знакомые рассказы, сказки для повторения можно предложить детям в форме игр-драматизаций, инсценировок, выступлений в других группах. Такая форма работы требует большой подготовки, но с другой стороны именно предварительная работа: изготовление атрибутики, декораций, элементов костюмов вызывает желание увидеть результат.
В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легко их перенося на другое содержание. Все эти мероприятия обязательно повысят интерес к художественной литературе.
Подготовила воспитатель
Тихончук Лариса Викторовна

Как помочь будущему первокласнику овладеть навыком письма

       Первая буква, первое слово… Как много усилий порой затрачивает ребенок, а в тетради появляются лишь каракули. Малыш расстроен, родители недоумевают: «В чем же дело? Ребенок так старается». Причина в недостаточно развитой ручной ловкости.
Ребенок с плохой координацией движений рук хуже рисует, лепит, конструирует, возникают трудности на занятиях физкультурой. Поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще в детском саду. Степень развития ручной ловкости у детей 5-7- летнего возраста можно определить по количеству бросков мяча диаметром 10 сантиметров о стену с расстояния 1 метр. Если за 30 секунд ребенок бросил и поймал мяч больше 24 раз – координация движений его рук хорошая, 24-19 раз – удовлетворительная, меньше 19 – плохая.
Совершенствовать координацию движений рук можно различными способами и технологиями: пальчиковая гимнастика, физминутки, самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью и ручным трудом; помогают специальные физические упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. При этом важно помнить, что у детей с низким уровнем ручной ловкости, как правило, плохо развита общая координация и быстрота движений. Таким детям очень полезны игры и упражнения с мячом. Научите ребенка перекладывать, а затем и перебрасывать мяч из руки в руку; подбрасывать мяч на разную высоту и ловить его двумя и одной рукой; ловить мяч после дополнительных движений (хлопка в ладоши перед собой, за спиной, поворота на 360, приседания). Время от времени проверяйте, насколько эффективны занятия. Сделать это можно с помощью простых контрольных упражнений:
1.Ударить мяч о пол и ловить его после отскока сначала хватом снизу, затем сверху.
2.Ударить мяч о пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить поочередно каждой рукой отдельно, потом обеими руками.
3.Бросать мяч о стену с расстояния 1,5 -2 метра и ловить его двумя, а затем одной рукой. Темп бросков постепенно ускорять.
4.Метать в цель, расположенную на высоте 1 метр, 1,5 метра, 2 метра, мячи разного диаметра попеременно то левой, то правой рукой. По мере совершенствования ручной ловкости ваш ребенок будет легче справляться с этими контрольными упражнениями. Возрастет темп их выполнения, а также количество повторений каждого упражнения. Всячески поощряйте детей к играм с мячом, а при первой возможности играйте вместе с детьми в мяч.

                     Упражнения для развития ручной ловкости.
1.И. п. — стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сильно сжать пальцы в кулаки, задержаться в этом положении на 2-3 секунды, затем разжать, расслабить кисти и встряхнуть ими. Повторить 4-6 раз.
2. И. п. — стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжаты в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки, вернуться в и.п. Повторить 20 и более раз, постепенно убыстряя темп .
3. И.п. — стоя или сидя, ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы. Повторить 20 -30 раз.
4. И. п. –сидя, руки с разведенными пальцами лежат на ровной горизонталь- ной поверхности. В течение 30 -60 секунд поочередно постукивать по опоре пальцами то одной, то другой руки; то обеих рук сразу.
5. И. п. – сидя или стоя, руки согнуты перед собой. Касаться большим пальцем поочередно указательного, среднего, безымянного, мизинца. Темп  выполнения и сила надавливания постепенно возрастают. Повторить 15 – 20 раз.
6. И. п. — сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибать и разги-бать  кисти в лучезапястных суставах. Повторить  10 -20 раз.
7. И. п. – как в упражнении 1. Развернуть ладони наружу, вернуться в и.п. Повторить 15 – 20 раз.
8. И. п. — стоя или сидя, руки, согнутые в локтях, в стороны, расслабленные кисти свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти. Повторить 15 – 20 раз.
9. И.п. – стоя или сидя, руки, согнутые в локтях, перед грудью ладонями  кверху. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти. Повторить  15 – 20 раз.